Отдел государственной службы занятости

wpa745dcee_06Отдел государственной службы занятости

Адрес: 231513, г. Щучин, площадь Свободы, 8 

 

 

Вниманию нанимателей!                   

Сведения о вакансиях в Республике Беларусь 

Pavlyukevich_big

Начальник отдела 

Павлюкевич Анна Станиславовна

телефон 29 2 03

 Изображение 003 (600 x 450)

Заместитель начальника отдела

Приставка Татьяна Михайловна

телефон 24 5 09

yasukevich

Старший инспектор отдела

Ясюкевич Леонид Александрович

телефон 29 9 74

 

Главный специалист отдела

Огородникова Олеся Викторовна

телефон 24 5 10

 

Рынок труда Щучинского района
в январе-октябре  2017 года
 
Ситуация на рынке труда Щучинского района в  январе-октябре 2017 года остается стабильной и характеризуется сохранением спроса на рабочую силу; ростом регистрации безработных.
В управление по труду, занятости и социальной защите Щучинского райисполкома за содействием в трудоустройстве в январе – октябре  2017 года обратилось 1002 человека, поставлено на учет в качестве безработных 718 человека (107,4 и 104,8 процентов соответственно к январю- октябрю 2016 года).
На 1 ноября  2017 года на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Щучинского райисполкома состояло 80 безработных  или 57,1  процентов от показателя на 1 ноября  2016 года.
Нанимателями заявлены сведения о наличии 352 свободных рабочих мест, что составило 153,0 процентов от числа вакансий на 1 ноября  2016 года.
Рынок труда ориентирован  на профессии рабочих, которые составляют 58,5 процентов от общего количества заявленных нанимателями вакансий.
 Коэффициент напряженности на рынке труда района составил  0,2  безработных на одну вакансию.  Уровень безработицы на 1 ноября 2017г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (на 1 ноября  2016 г. – 0,8 процента).
 
 

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности и трудоустройству

Реализация гражданами, в том числе с ограниченными возможностями, своих конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы гарантируется государством и обеспечивается нормами трудового законодательства и законодательства о занятости населения.
В соответствии со статьей 283 Трудового кодекса Республики Беларусь инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.
Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них.
Государственная политика в области занятости населения основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд.
Инвалидам, как гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения путем:
организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
          приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);
         приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;
повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;
трудоустройство инвалидов в соответствии с полученной или имеющейся специальностью (профессией).
Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется при наличии у них специальности (профессии) (кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, сформированной медико-реабилитационной экспертной комиссией, и может осуществляться в срок от шести месяцев до одного года;
Адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться в организациях любых организационно–правовых форм и у индивидуальных предпринимателей. Наниматели, изъявившие желание осуществлять адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, должны иметь необходимые возможности и условия для реализации мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности в соответствии с законодательством. Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется нанимателями по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на договорной основе.
Нанимателям компенсируются:
  • затраты на оплату труда в размере начисленной заработной платы;
  • суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового    отпуска;
  • денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
  • суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Консультации: Павлюкевич Анна Станиславовна, телефон 8 01514 2-92-03. 

 

Альтернативная служба

1 июля 2016 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе».
Альтернативная служба – это общественно-полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.
Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.
На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.
Граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, на альтернативную службу не направляются.
Решение о замене (об отказе в замене) воинской службы на альтернативную службу принимается районной (городской) призывной комиссией по месту жительства гражданина при наличии его заявления.

Срок альтернативной службы для граждан:

не имеющих высшего образования, – 36 месяцев;
имеющих высшее образование, – 24 месяца.
Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.
Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.05.2016 № 24.
Перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2016 № 497.
Организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы определяет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала. Размер денежного содержания увеличивается: на 20 процентов бюджета прожиточного минимума – с 13-го месяца альтернативной службы; на 40 процентов бюджета прожиточного минимума – с 25-го месяца альтернативной службы.
Граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе:
принимать участие в забастовках;
заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой);
осуществлять предпринимательскую деятельность.
Граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами (статьи 465-1, 465-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
К уклонению гражданина от прохождения альтернативной службы относится:
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей альтернативной службы, либо несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, повлекшие в период прохождения альтернативной службы наложение трех не погашенных выговоров;
  • неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в том числе при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше трех суток либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана;
  • уклонение от прохождения альтернативной службы путем умышленного причинения себе телесного повреждения (членовредительство) или симуляции заболевания.
Граждане, уволенные с альтернативной службы, военным комиссаром зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь и относятся к запасу военнообязанных второй категории.
Консультации: Павлюкевич Анна Станиславовна, телефон 8 01514 2 92 03.

 

Временная трудовая занятость молодёжи в свободное от учёбы время

Временная трудовая занятость молодежи, обучающихся в учреждениях образования, в свободное от учебы время  организуется с целью  приобщения молодежи к общественно полезному труду и получению трудовых навыков, адаптации к трудовой деятельности и подготовке к самостоятельному выходу на рынок труда, а также для улучшения материального благосостояния.
Организация временной трудовой занятости молодежи осуществляется путем:
содействия органами по труду, занятости и социальной защите  горрайисполкомов в трудоустройстве на свободные рабочие места (вакансии) нанимателей, в том числе на временные дополнительно созданные места;
         участия в работе студенческих отрядов.
 
Участники временной трудовой занятости молодежи:
 молодые граждане в возрасте от 14 лет до 31 года, обучающиеся в учреждениях образования;
наниматели, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником;
местные исполнительные и распорядительные органы;
органы по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов.
 
Органы по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов:
анализируют состав молодежи, возможности нанимателей по организации временной трудовой занятости молодежи;
формируют банки данных об имеющихся у нанимателей свободных рабочих местах (вакансиях) для временного трудоустройства молодежи;
обеспечивают своевременное информирование молодых граждан, обратившихся за содействием во временном трудоустройстве, о видах работ, объемах и условиях их проведения;
осуществляют учет молодых граждан как граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, и направляют их к нанимателям на свободные рабочие места (вакансии) для временного трудоустройства;
финансируют из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения (далее – средства Фонда), затраты бюджетных организаций на организацию временной трудовой занятости молодежи.
Трудоустройство молодежи
Трудоустройство молодежи на временные рабочие места осуществляется в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.
Трудовой договор с лицом в возрасте от 14 до 16 лет может быть заключен только с письменного согласия одного из родителей для выполнения легких работ, которые не являются вредными для здоровья и развития несовершеннолетнего, не наносят ущерба посещаемости им учебного заведения и включены в утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет.
Запрещается принимать на работу лиц моложе 18 лет без предварительного медицинского осмотра.
 
Ограничения в работе несовершеннолетних
Запрещается направление несовершеннолетней молодежи на тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящими ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.
Запрещается привлекать несовершеннолетних работников к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни.
 
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних
В период летних каникул:
 в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю и 4 часов 36 минут в день;
в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю и 7 часов в день;
 в возрасте свыше 18 лет – не более 40 часов в неделю.
Продолжительность рабочей недели, а также ежедневной работы учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством о труде Республики Беларусь для учащихся соответствующего возраста.
Начало учебного года, его продолжительность и окончание для различных категорий учащейся молодежи определяются соответствующими учебными планами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством о труде Республики Беларусь.
 
Источники финансирования мероприятий по временной трудовой занятости молодежи
средства организаторов работ;
средства местных исполнительных и распорядительных органов;
средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, направленные на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.
 
Оплата труда молодежи, обучающейся в учреждениях образования
Оплата труда молодежи, работающей в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ в соответствии с действующими у организаторов формами и системами оплаты труда. Наниматель вправе, но не обязан устанавливать доплаты к заработной плате.
Регистрация молодежи, желающей поработать в свободное от учебы время, осуществляется при личном обращении молодых граждан в управления по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов. При себе иметь паспорт и справку, подтверждающую обучение в учреждении образования.
Организация временной трудовой занятости учащейся молодежи поможет подросткам почувствовать себя взрослыми, обрести самостоятельность и независимость, в том числе и финансовую.
Консультации: Приставка Татьяна Михайловна, телефон 8 01514 2- 45-09.
 

Оплачиваемые общественные работы

Общественные работы – это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие дополнительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную значимость и содействующие включению в активную трудовую жизнь безработных и других лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Местными исполнительными и распорядительными органами устанавливаются месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите.
Месячная норма – это минимальное количество рабочих дней участия безработных в оплачиваемых общественных работах.
Месячная норма не может превышать 10 рабочих дней. При этом безработный при его желании может участвовать в оплачиваемых общественных работах большее количество рабочих дней в течение месяца.
Безработным, отработавшим на оплачиваемых общественных работах количество рабочих дней, превышающее установленную месячную норму, эти дни засчитываются в выполнение месячных норм в последующих месяцах.
В случае невыполнения безработным без уважи­тельных причин месячной нормы выплата пособия по без­работице приостанавливается в порядке, определяемом за­конодательством.
Ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами утверждается перечень общественных работ, а также объектов, на базе которых они будут проводиться.
Основные виды общественных работ:
  • сельскохозяйственные работы;
  • работы в организациях жилищно-коммунального хозяйства;
  • экологическое оздоровление территорий (благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма);
  • подсобные работы на предприятиях агропромышленного комплекса и торговли;
  • уход за местами захоронений;
  • работы в лесном хозяйстве;
  • строительство и ремонт жилых помещений, объектов социально– культурного назначения;
  • социальные услуги для населения (обслуживание отдыха детей, уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных);
  • восстановление историко–архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон и другие.
При направлении на оплачиваемые общественные работы безработных и лиц, обратившихся по вопросам трудоустройства, учитываются их профессиональные навыки, способности, состояние здоровья.
Наниматель заключает с гражданами, направленными органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы срочные трудовые или гражданско-правовые договоры в порядке, установленном законодательством.
Оплата труда граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах, производится в соответствии с законодательством о труде.
         Наниматель несет в установленном порядке ответственность за соблюдение законодательства о труде, правил охраны труда и техники безопасности при выполнении гражданами оплачиваемых общественных работ.
         На граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на получение пенсий, пособий по безработице и временной нетрудоспособности, в порядке, установленном законодательством.
Финансирование оплачиваемых общественных работ
Финансирование оплачиваемых общественных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, с привлечением при необходимости средств местных исполнительных и распорядительных органов, средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Средства данного Фонда могут использоваться для финансирования расходов на:
  • доставку лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы, к месту работы и обратно;
  • оборудование мест отправки на оплачиваемые общественные работы;
  • проживание лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы, в местах проведения оплачиваемых общественных работ;
  • проведение медицинского осмотра и информационного обеспечения лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы;
  • оплату проезда к месту проведения работ и обратно, компенсацию дополнительных личных расходов за время нахождения в пути при проезде к месту проведения работ и обратно, которые возмещаются по нормам и в размерах, установленных законодательством о возмещении суточных при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, а также частичную компенсацию нанимателям расходов (оплата стоимости использованных горюче-смазочных материалов) по доставке продукции, полученной гражданами в счет оплаты за выполненную работу, к месту их проживания.
При организации оплачиваемых общественных работ нанимателями, финансируемыми из средств республиканского или местных бюджетов, либо когда такие работы организуются на объектах, финансируемых из республиканского или местных бюджетов, из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты могут финансироваться затраты на приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении работ, оплату труда безработных и граждан, обязанных возмещать расходы на содержание детей, а также на выплату вознаграждений за выполненную работу по гражданско-правовым договорам работникам из числа граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя. Такие оплачиваемые общественные работы организуются нанимателями на основе отдельных решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома. При этом затраты на приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении работ, не могут превышать 50 процентов затрат по смете расходов по каждому договору.
Наниматель не вправе отказать лицам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите, в заключении срочного трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение оплачиваемых общественных работ, если их проведение финансируется из средств местного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Если Вы испытываете затруднения с трудоустройством или желаете иметь дополнительный доход, временная занятость в виде участия в оплачиваемых общественных работах позволит Вам пополнить свой семейный бюджет и поддержит в период поиска постоянной работы.
Приглашаем к сотрудничеству нанимателей, заинтересованных в проведении оплачиваемых общественных работ.
Консультации: Приставка Татьяна Михайловна, телефон 801514 2-45-09.
 
 
Переселение безработных
 
В соответствии со статьей 10 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» одной из гарантий государства в области содействия занятости населения является оказание содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств в порядке и на условиях, определяемых Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
 Переселение осуществляется в пределах Республики Беларусь на добровольных началах.
Под членами семьи понимаются: супруг, супруга, их несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные (удочеренные), а также близкие родственники супругов, находящиеся на их иждивении и (или) нуждающиеся в уходе (учащиеся старше 18 лет, осваивающие содержание одного из видов общеобразовательных программ общего среднего образования, инвалиды 1 и 2 группы, лица с особенностями психофизического развития, престарелые, достигшие восьмидесятилетнего возраста.
Право на оказание содействия в переселении на новое место жительства и работы имеют безработные граждане, достигшие 18 лет.
 
Каков механизм переселения?
– Наниматели, желающие пригласить на работу безработных и членов их семей, проживающих в другой местности, направляют сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) с предоставлением жилья в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий).
– С согласия безработного, изъявившего желание переселиться на новое место жительства, орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного готовит представление о переселении безработного для дальнейшего трудоустройства и оформляет его в двух экземплярах, которые направляются в адрес нанимателя для получения согласия о принятии на работу безработного.
– Наниматель, рассмотрев поступившее представление, в срок до 5 рабочих дней со дня его получения оформляет и направляет один экземпляр представления в адрес органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя и предполагаемому новому месту жительства безработного, второй – по месту регистрации безработного.
Орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного в срок до 3 рабочих дней со дня получения информации от нанимателя информирует безработного о результатах рассмотрения.
– При необходимости проведения личного собеседования с нанимателем, а также заключения договора орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного может направить безработного к нанимателю в согласованные с ним сроки.
– Расходы безработного по проезду к месту нахождения нанимателя и обратно возмещаются безработному органом по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного при представлении соответствующих документов по нормам и в размерах, установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, но не более чем за четверо суток одной поездки. При этом безработному может выдаваться аванс на расходы по проезду.
– При положительном решении нанимателем вопроса о трудоустройстве и переселении безработного и членов его семьи орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного в срок до 5 рабочих дней оформляет договор о переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы между органом по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного, органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя, нанимателем и безработным.
– Переезд и трудоустройство безработного осуществляются в согласованные с нанимателем сроки, предусмотренные в договоре. Договор заключается по дату истечения годичного срока после трудоустройства безработного на работу к нанимателю.
Какие выплаты предоставляются при переселении?
– Безработным, заключившим договор, органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденный в установленном законодательством порядке, действующий на дату трудоустройства.
– При переселении на новое место жительства безработного, в составе семьи которого несколько безработных, семикратная величина бюджета прожиточного минимума выплачивается каждому из них при условии заключения с ними договора. Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые, средние городские поселения, в сельскую местность, а также города – спутники.
– При заключении трудового договора между безработным и нанимателем на срок не менее 12 месяцев в соответствии с договором орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя в течение 5 рабочих дней с даты трудоустройства безработного представляет в территориальные органы государственного казначейства платежные документы на перечисление денежных средств.
– Возмещение расходов на переезд безработного и членов его семьи (расходы по проезду, перевозке имущества, дополнительные личные расходы (суточные) за время нахождения в пути) осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя при представлении подтверждающих документов. Компенсация за проезд, перевоз имущества возмещается по фактическим расходам безработного.
-Дополнительные личные расходы (суточные) выплачиваются в размерах, устанавливаемых законодательством по возмещению расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь.
– Возмещение расходов и компенсация безработному и членам его семьи производятся после трудоустройства безработного в соответствии с договором путем представления в территориальные органы государственного казначейства платежные документы на перечисление денежных средств в срок до 5 рабочих дней со дня представления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя подтверждающих документов.
– В случае оплаты расходов на переезд безработных и членов их семей нанимателем, возмещение расходов производится непосредственно нанимателю после представления подтверждающих документов.
Переселение безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите с выделением денежных средств и компенсацией расходов, связанных с переездом, оказывается только один раз.
Где можно получить информацию о наличии свободных рабочих мест с предоставлением жилья?
Сведения о наличии вакансий с предоставлением жилого помещения в организациях Республики Беларусь можно получить на информационном портале Государственной службы занятости по адресу http://gsz.gov.by/, или в органе по труду, занятости и социальной защите райисполкома по месту жительства.

 

Организация занятости безработных в рамках приобретения опыта практической работы

Мероприятия по трудоустройству безработных для приобретения опыта практической работы осуществляется в целях приобретения безработными профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения конкурентоспособности на рынке труда и расширения возможностей их трудоустройства.
Трудоустройство безработных для приобретения опыта практической работы может осуществляться в организациях  любых организационно-правовых форм, за исключением организаций, деятельность которых финансируется за счет бюджетных средств, и у индивидуальных предпринимателей, имеющим необходимые возможности и условия в соответствии с законодательством.
На рабочие места направляются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных, имеющие специальность (направление специальности, специализацию), присвоенную квалификацию, соответствующую рабочему месту, из числа:
  • выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;
  • лиц, прошедших профессиональную подготовку или переподготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • лиц, длительное время (более 12 месяцев) не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.
С гражданами, направленными органом по труду, занятости и социальной защите на трудоустройство для приобретения опыта практической работы, наниматели заключают срочные трудовые договоры сроком до 6 месяцев в порядке, установленном законодательством о труде, а также составляют и согласовывают с ними индивидуальный  план приобретения опыта практической работы.
С гражданами, направленными органом по труду, занятости и социальной защите на трудоустройство для приобретения опыта практической работы, на рабочие места, находящиеся в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, перечень которых определяется мероприятиями по реализации (выполнению) государственной программы содействия занятости населения, наниматели заключают срочные трудовые договоры (контракты) сроком на один год, в течение которого гражданами приобретается опыт практической работы по составленным и согласованным с ними индивидуальным планам.
 
К сведению нанимателей:
Орган по труду, занятости и социальной защите проводит переговоры с нанимателями  о возможностях создания рабочих мест и трудоустройства безработных, а также подбор безработных, готовых к участию в Практической работе.
При согласии нанимателей орган по труду, занятости и социальной защите направляет к ним граждан, профессиональные качества которых соответствуют требованиям данного нанимателя, для трудоустройства.
С нанимателем, давшим согласие на трудоустройство конкретного гражданина, орган по труду, занятости и социальной защите заключает договор о трудоустройстве безработного для приобретения опыта практической работы и частичной компенсации затрат по оплате его труда.
Орган по труду, занятости и социальной защите может расторгнуть договор с нанимателем на организацию Практической работы в случаях:
  • невыполнения нанимателем условий, предусмотренных договором;
  • признания экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя в соответствии с законодательством.
Частичная компенсация затрат нанимателей
За счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь компенсируются:
  • затраты нанимателей на выплату заработной платы гражданам, трудоустроенным для приобретения опыта практической работы, с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную заработную плату, действующую в период, за который произведено начисление заработной платы;
  • сумма обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, начисленных на заработную плату.
Наниматели ежемесячно в пятидневный срок с даты выплаты заработной платы представляют в органы по труду, занятости и социальной защите справку о затратах по оплате труда граждан, трудоустроенных для приобретения опыта практической работы, с указанием даты выплаты заработной платы, ее размера и периода, за который начислена заработная плата.
Орган по труду, занятости и социальной защите в пятидневный срок с даты получения справки о затратах по оплате труда гражданина, трудоустроенного для приобретения опыта практической работы, представляет в территориальные органы государственного казначейства платежные документы для перечисления денежных средств на текущий (расчетный) счет нанимателя в целях частичной компенсации ему указанных затрат.
Управление по труду, занятости и социальной защиты Щучинского районного исполнительного комитета предлагает нанимателям рассмотреть возможность создания дополнительных рабочих мест для граждан и приглашает к сотрудничеству в данном направлении.
Консультации: Приставка Татьяна Михайловна, телефон 8 01514 2-45-09.
 
 

Профессиональное обучение безработных

Профессиональное обучение безработных осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 1334.
Порядок организации профобучения
Профессиональное обучение безработных организуется по специальностям с учетом спроса и предложений на рынке труда и на основе заключенных договоров между органом по труду, занятости и социальной защите и безработным.
В связи со вступлением с 24 октября 2016 года изменений в Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов на профессиональное обучение могут быть направлены граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет (кроме граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет).
Перед направлением на профессиональное обучение граждане проходят:
  • профконсультацию с целью выбора специальности для дальнейшего обучения;
  • медицинскую комиссию с заключением о годности для работы по той или иной специальности
Направление на обучение
Решение о направлении на профессиональное обучение принимается комиссией управления по труду, занятости и социальной защите с учетом профессиональной годности и медицинских показаний.
Обучение безработных
С первого дня начала обучения в образовательном учреждении, гражданин считается занятым и снимается с учета в качестве безработного, ему прекращается выплата пособия и начисляется стипендия в размере, установленном законодательством, на весь период обучения. Проходящим обучение вне пределов места жительства предоставляется место для проживания, а в случаях, когда граждане могут ежедневно приезжать к месту учебы и обратно, им возмещаются расходы по оплате проезда.
Профессиональное обучение безработных осуществляется в целях предоставления гражданам, зарегистрированным в установленном законодательством порядке безработными, возможности получения необходимых для возобновления (начала) трудовой деятельности профессиональных знаний, умений и навыков с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития.
Консультации по вопросам профессионального обучения безработных: Приставка Татьяна Михайловна, телефон 8-01514 2-45-09.
 
ВОПРОС-ОТВЕТ
В каком случае осуществляется профессиональное обучение безработных органами по труду, занятости и социальной защите?
Безработные направляются органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов в случае, если:
  • невозможно подобрать подходящую работу по причине отсутствия у безработного необходимых профессии, специальности (направления специальности, специализации), квалификации;
  • необходимо изменить профессию, специальность (направление специальности, специализацию), квалификацию в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;
  • безработным утрачена способность к выполнению работы по приобретенным ранее профессии, специальности (направлению специальности, специализации), квалификации или возникли медицинские противопоказания к ее выполнению.
Засчитывается ли период обучения в стаж?
Период профессионального обучения безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в дневной форме засчитывается в стаж работы, о чем производится запись в трудовой книжке. Профессиональное обучение граждан заканчивается проведением итоговой аттестации. В случае успешного прохождения аттестации им выдаются соответствующие документы установленного образца.
Какие учреждения осуществляют профессиональное обучение безработных?
  • Профессиональное обучение безработных осуществляется в учреждениях образования, а также в других организациях преимущественно в Гродненской области. Профессиональное обучение безработных в учреждениях образования осуществляется в учебной группе, а в организациях может осуществляться как в учебной группе, так и индивидуально.
  • Содержание и сроки профессионального обучения безработных определяются учебно-программной документацией образовательных программ дополнительного образования взрослых. Сроки профессионального обучения безработных устанавливаются продолжительностью до 12 месяцев, обязательная учебная нагрузка во всех типах учреждений образования устанавливается 36-40 часов в неделю (кроме случаев, установленных законодательством), при этом дневная нагрузка не должна превышать 8 часов. Сроки профессионального обучения безработных из числа инвалидов могут устанавливаться до двух лет, при этом обязательная учебная нагрузка должна составлять не более 20 часов в неделю или не более 4 часов в день.
  • Обучение рабочих из числа безработной молодежи, не имеющей профессии и впервые ищущей работу, может осуществляться в учреждениях профессионально-технического образования по образовательной программе профессионально-технического образования.
Может ли совмещаться профессиональное обучение граждан с трудоустройством на работу?
Профессиональное обучение безработных (далее граждан) осуществляется в очной (дневной) форме обучения. Профессиональное обучение граждан по направлению органов по труду, занятости и социальной защите может совмещаться, по их желанию, в свободное от занятий время с трудоустройством на неквалифицированную работу, а также на временную работу по профессии (специальности), по которой они проходят обучение. Данные граждане должны заранее уведомить органы по труду, занятости и социальной защите о заключении ими такого трудового договора с указанием нанимателя, профессии (должности), срока действия договора.
За что могут быть отчислены граждане, проходящие профессиональное обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите?
В порядке, предусмотренном законодательством, граждане, проходящие профессиональное обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, могут быть отчислены из учреждения образования до завершения полного курса обучения:
  • за длительное отсутствие без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение периода обучения (более 20 процентов учебного плана);
  • за неуспеваемость по трем и более учебным предметам (учебным дисциплинам, практике);
  • в случае непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин;
  • за систематическое (повторное в течение учебного периода) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающихся;
  • в случае наличия медицинских противопоказаний для продолжения обучения или работы по получаемой профессии;
  • по собственному желанию;
  • в случае вступления в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
  • в связи с призывом на срочную военную службу;
  • в связи с направлением на альтернативную службу;
  • в связи с трудоустройством;
  • в случае смерти обучающегося.
В случае отчисления граждан из учреждения образования до завершения полного курса обучения по неуважительным причинам граждане возмещают фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите за период их профессионального обучения. В состав указанных затрат включаются:
  • затраты, связанные с организацией и осуществлением процесса профессионального обучения непосредственно в учреждении образования (оплата по договорам с учреждениями образования, организациями);
  • затраты, связанные с компенсацией расходов граждан по проезду к месту обучения и (или) к месту прохождения производственной практики и обратно;
  • затраты, связанные с проживанием граждан, проходящих профессиональное обучение вне пределов их места жительства, в период профессионального обучения;
  • затраты на выплату гражданам стипендии, ежемесячной денежной компенсации и материальной помощи на период профессионального обучения.
При отказе граждан от возмещения фактических затрат органов по труду, занятости и социальной защите за период их профессионального обучения в добровольном порядке эти затраты взыскиваются органами по труду, занятости и социальной защите в судебном порядке.
Граждане отчисленные до завершения полного курса обучения по неуважительным причинам могут быть повторно зарегистрированы в качестве безработных:
  • по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета;
  • при условии полного возмещения взыскиваемых средств.
Каков размер материальной помощи, оказываемой гражданам в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите?
Согласно Положению о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов, утвержденному Постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1549, размер материальной помощи, оказанной гражданину в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (далее — граждане в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите), не может превышать одной базовой величины в месяц.
Исключение составляют:
  • граждане в возрасте до 29 лет в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите не по месту нахождения органа по труду, занятости и социальной защите, направившего их на обучение. Для них материальная помощь составит две базовых величины в месяц, если совокупный доход на каждого члена семьи, исчисленный за три последних месяца, предшествующих обращению за материальной помощью, не превышает наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала.
  • граждане из числа инвалидов в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите. Для них материальная помощь составит две базовых величины в месяц. Но, если совокупный доход на каждого члена семьи, исчисленный за три последних месяца, предшествующих обращению за материальной помощью, не превышает наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала, материальная помощь для этой категории граждан составит три базовых величины.
Каковы условия получения материальной помощи гражданами во время прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов?
Согласно Положению о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, утвержденному Постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1549, право на получение материальной помощи имеют:
  • безработные, состоящие на учете в органе по труду, занятости и социальной защите более одного месяца, независимо от получения пособия по безработице;
  • граждане в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • члены семьи безработного в установленном законодательством порядке в случае смерти безработного или членов его семьи.
Преимущественное право на получение материальной помощи предоставляется безработным, гражданам в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, имеющим безработного супруга (супругу) либо на своем иждивении инвалидов или несовершеннолетних детей.
Должны быть соблюдены одновременно следующие условия:
  • если на дату подачи заявления среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи безработного или гражданина в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, исчисленный за три последних месяца, предшествующих обращению за материальной помощью (далее – совокупный доход), не превышает наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
  • при участии безработного в оплачиваемых общественных работах в месяце, предшествующем месяцу подачи заявления;
  • если безработный выполняет обязанности, определенные в части первой статьи 91 Закона, и у него отсутствуют нарушения, указанные в абзацах втором-пятом части второй и абзацах втором и третьем части шестой статьи 25 Закона, в течение 12 месяцев, предшествующих дню подачи заявления, а гражданин в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите выполняет обязанности, определенные в части второй статьи 91 Закона, и у него отсутствуют нарушения, указанные в части третьей статьи 23 Закона.
Что необходимо для получения материальной помощи в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите?
Для получения материальной помощи безработный, а также гражданин в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации обращаются в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации с письменным заявлением об оказании материальной помощи по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты. К данному заявлению прилагаются справки о доходах.
При необходимости органами по труду, занятости и социальной защите дополнительно запрашивается справка о месте жительства и составе семьи* безработного, гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
  • *К членам семьи безработного, а также гражданина в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите относятся муж, жена, несовершеннолетние дети. При раздельном проживании родителей, расторгнувших брак, дети учитываются по их фактическому проживанию в семье матери или отца.
    Состав семьи определяется на день подачи заявления об оказании материальной помощи.
Кто принимает решение об оказании материальной помощи гражданину в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации?
Решение об оказании безработному либо гражданину в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите материальной помощи или об отказе в ней принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – в месячный срок со дня поступления заявления. О принятом решении безработный, а также гражданин в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите извещаются в 3-дневный срок.

 

Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности

Содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности  безработным осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите с учетом социально-экономической ситуации и положения на рынке труда в административно-территориальных единицах республики и выражается в ее организационном и методическом обеспечении, а также в финансовой поддержке. (Постановление Совета Министров РБ от 7.03.2008г. №342 «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности») .
Организационное и методическое обеспечение осуществляется в виде информирования, консультирования безработных о порядке и об условиях организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, направления безработных на профессиональное обучение, оказания помощи безработным в подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки. Финансовая поддержка оказывается безработным на основании представленных ими документов в виде субсидии за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Субсидия предоставляется в следующих размерах:
 
11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии;
15-кратной величины БПМ при организации безработными предпринимательской деятельности,  деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, перечень которых ежегодно определяется государственной и областными программами содействия занятости населения, а также в сельских населенных пунктах;
Предоставленная безработному субсидия используется им на приобретение оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, а также на иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Субсидия предоставляется безработным, достигшим 18-летнего возраста, при отсутствии у них нарушений законодательства о занятости, а также, если они в течение одного месяца со дня регистрации в качестве безработных не смогли трудоустроиться на подходящую работу или зарегистрировались в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Для решения вопроса о предоставлении субсидии безработный подает в органы по труду, занятости и социальной защите по месту своей регистрации:
  • заявление о предоставлении субсидии;
  • технико-экономическое, в том числе финансовое, обоснование (бизнес-план) эффективности организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Безработный, получивший финансовую поддержку, обязан в течение 3 месяцев с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или со дня постановки на учет в налоговом органе по месту жительства в качестве лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность представить документы, подтверждающие целевое использование выделенной субсидии. В случае непредставления таких документов в указанный срок или нецелевого использования финансовой помощи гражданин возвращает сумму субсидии и уплачивает штраф, установленный договором.
Безработный, получивший субсидию, обязан осуществлять предпринимательскую деятельность. В случае неосуществления им предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства  и несообщения налоговому органу о причинах неосуществления такой деятельности, гражданин обязан возвратить полученную сумму субсидии с уплатой штрафных санкций в соответствии с законодательством.
Безработным, ранее получившим субсидию, повторно такая финансовая поддержка не оказывается.
Предпринимательство, ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – всё это виды экономической активности граждан, которые основаны на их самостоятельной инициативе, ответственности, инновационной идее и направлены на получение гражданами доходов за счет осуществления самостоятельной деятельности (самозанятости).
Консультации: Огородникова Олеся Викторовна, телефон 8 01514 2-45-10.