Пенсионная тематика

Пенсионная тематика – одна из самых обсуждаемых в любом обществе, в том числе в Беларуси. Это закономерно: численность пожилых людей возрастает (в нашей стране за последние десять лет их стало больше на 111,2 тыс. человек), каждый четвертый житель страны – пенсионер, да и для людей среднего возраста вопрос их обеспечения в старости – отнюдь не праздный. Ситуация в сфере пенсионного обеспечения стабильная, пенсии выплачиваются своевременно и полностью, их размер постепенно увеличивается. А каковы пенсионные планы на перспективу? На наиболее волнующие белорусов пенсионные вопросы, в том числе относительно госслужащих, в интервью корреспонденту БЕЛТА ответила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Лариса Яшкова.
– Лариса Михайловна, вопрос о перспективе изменения пенсионного порога не теряет актуальности, сколько бы раз его ни задавали.
– Изменять пенсионный возраст не планируется. В настоящее время Беларусь идет по пути стимулирования добровольного повышения пенсионного возраста, то есть более позднего обращения за пенсией непосредственно самими работниками, по собственной инициативе. Для этого в пенсионное законодательство введены правила о существенных премиях к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста, но без получения пенсии.
Акцентирую внимание на том, что периоды работы при отложенном выходе на пенсию оцениваются в размере пенсии более высоко, чем допенсионные. Например, за 3 года работы без получения пенсии можно увеличить ее будущий размер на треть, за пять лет – в 1,7-1,8 раза.
– Может, в качестве альтернативы планируется корректировка условий назначения льготных пенсий – тем, кому они предоставляются досрочно и с особыми требованиями по стажу?
– В Беларуси не планируется изменять ни пенсионный возраст, ни другие условия назначения досрочных пенсий по возрасту за работу в особых условиях труда, за выслугу лет работникам отдельных профессий, условия пенсионного обеспечения и выхода в отставку для государственных служащих, нормы о досрочных пенсиях социально уязвимым категориям граждан (многодетным матерям, родителям детей-инвалидов, инвалидам с детства).
– Учитывается ли влияние демографического и экономического факторов на пенсионную систему?
– Безусловно. Уже на протяжении ряда лет в стране реализуются меры по адаптации пенсионной системы к изменению условий функционирования. Как и в развитых странах, где возрастает нагрузка на экономику в связи со старением населения, они связаны с рационализацией пенсионных норм и расходов. Одна из задач – сформировать в обществе понимание, что трудовая пенсия должна зарабатываться.
В этих целях в 2014-2015 годах минимальный требуемый стаж работы с уплатой взносов для пенсии по возрасту и за выслугу лет повышен с 5 до 15 лет. Это обоснованная мера, так как стаж работы с уплатой взносов – основа формирования пенсионных прав. Для тех, кто не имеет такого стажа, возраст для обращения за социальной пенсией увеличен на 5 лет. При исчислении пенсии в обязательном порядке применяются данные персонифицированного учета о заработке с 1 января 2003 года. Усилена зависимость размера пенсии от длительного стажа работы, в том числе после достижения гражданами пенсионного возраста (без получения пенсии).
Дальнейшие законодательные изменения также будут ориентировать граждан на длительную легальную занятость с полновесной уплатой взносов в фонд социальной защиты населения.
– Какой стаж требуется для назначения пенсии, и будет ли он еще повышаться в ближайшее время, скажем, в текущем году?
– Как я уже говорила, с 1 января 2015 года для возникновения права на пенсию по возрасту или за выслугу лет гражданам требуется кроме других установленных условий иметь не менее 15 лет стажа работы с уплатой страховых взносов в фонд социальной защиты населения (прежний 5-летний стаж сохранен только для социально уязвимых категорий, например, для женщин, родивших и воспитавших 5 и более детей, родителей детей-инвалидов).
Согласитесь, для большинства работников со стандартной трудовой карьерой, которые будут обращаться за получением государственной пенсии в перспективе, это требование вполне могло бы быть и выше. Это оправдано с точки зрения продолжительности потенциального периода трудовой активности, в течение которого работником зарабатывается право на пенсию (от совершеннолетия до пенсионного возраста), и последующего длительного получения пенсии (по данным статистики, в среднем около 20 лет).
– В качестве меры по улучшению пенсионного обеспечения довольно часто называют введение обязательных накопительных пенсий. Как вы оцениваете целесообразность этого в Беларуси?
– Непосредственно сам переход к формированию обязательных пенсионных накоплений для всех работников не является ни средством защиты от демографических изменений (от демографии зависит любая пенсионная система – и накопительная, и распределительная), ни способом повышения уровня пенсий.
Недавний опыт государств со сходными экономическими условиями свидетельствует, что первоочередным результатом от реализации такой меры является дефицит пенсионных средств, а следовательно, снижение текущих пенсий в условиях отсутствия возможности соответствующих дотаций. При отсутствии устойчивых финансовых институтов и рынков такая мера может осложнить функционирование пенсионной системы. С учетом этого и ряда других причин введение в национальную пенсионную систему общеобязательного накопительного пенсионного страхования не предполагается.
В целях дополнения государственных гарантий целесообразным является развитие добровольных программ формирования дополнительных сбережений на старость (добровольное страхование дополнительной пенсии в страховых организациях, банковские сберегательные продукты).