О пенсионных инновациях

18 февраля с 11.00 до 12.00 заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Ковальков Валерий Валерьевич провел online-конференцию при поддержке БелТА на тему «О пенсионных новациях»Корольков

 

 

Валерий Ковальков

Заместитель министра труда и социальной защиты

 

Вопросы Online конференциии     18 Фев 2015 11:00 – 12:00

 

Морозова В.В., Минск:
Добрый день! Фактически за год стажевый порог для назначения пенсии повысился в три раза – с 5 до 15 лет. У меня вопрос: планируется ли дальнейшее его повышение? В прессе мелькнула цифра – 20 лет…

Валерий Ковальков:

В настоящее время вопрос о повышении минимального стажа, необходимого для назначения пенсии, не рассматривается. Однако следует отметить, что даже повышенный с января текущего года до 15 лет минимальный период работы с уплатой взносов – достаточно мягкое требование для последующего длительного получения пенсии. Сравните: требуемые 15 лет работы почти в 2,5 раза меньше периода трудовой активности (от 18 до 55-60 и более лет). При этом период получения пенсии (более 20 лет) превышает период формирования права на пенсию. Поэтому в перспективе разница между периодом формирования права на пенсию (то есть требуемым стажем) и периодом получения пенсии будет постепенно сокращаться. В то же время ожидается, что льготы социально уязвимым категориям (например, многодетным матерям, инвалидам с детства, их родителям) будут сохранены.

Горелик Дмитрий, Брестская область:
С 1 января 2015 года Указом № 570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения” предусмотрено повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, исчисленным при длительном стаже работы с невысокими заработками. Сколько человек получили пенсию в повышенном размере с января? Каков средний размер такого повышения?

Валерий Ковальков:
По оценке, с 1 января 2015 года пенсии повысились более чем у 670 тыс. человек. В среднем размеры пенсий у этой группы увеличились на Br40 тыс.

 

Тимирязев Александр, г. Минск:
Валерий Валерьевич, не могли бы Вы пояснить, какие новации предусмотрены Указом № 570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения” по повышению пенсий за длительный стаж работы с 1 января 2016 года?

Валерий Ковальков:
Указом № 570 с 1 января 2016 года предусматривается дополнительное повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим длительный стаж. Это произойдет за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Стоимость 41-го и 36-го года стажа составит 1,1% средней заработной платы для исчисления пенсии, 42-го и 37-го – 1,2%, 43-го и 38-го – 1,3%, 44-го и 39-го – 1,4%, 45-го и 40-го – 1,5% средней заработной платы для исчисления пенсии или минимальной стоимости года стажа, установленной этим указом с 1 января 2015 года.

Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике (то есть при исчислении размеров пенсий будет учитываться индивидуальный коэффициент заработка до 5).

 

Шарейко Екатерина, г. Лида:
Сколько в Беларуси получателей социальных пенсий и какой их размер? По оценке, для какого количества мужчин и женщин социальная пенсия будет назначена на 5 лет позже в связи с тем, что у них не имеется минимального 15-летнего (или установленного для отдельных категорий 5-летнего) стажа работы?

Валерий Ковальков:
На начало февраля нынешнего года численность получателей социальных пенсий составила 59,1 тыс. человек. В основном это дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Размеры их пенсий разные – в зависимости от степени утраты здоровья или группы инвалидности – от Br1 млн 71,1 тыс. до Br1 млн 570,9 тыс. Средний размер социальной пенсии составляет Br1 млн 296,4 тыс. Для лиц, которые не являются инвалидами и не имеют минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, размер пенсии составляет Br714,1 тыс. По оценке, численность лиц, которые не смогут выйти на пенсию по достижении общеустановленного пенсионного возраста по причине отсутствия 15 лет страхового стажа, в 2015 году составит около 1 тыс. человек.

 

Серегина Светлана, Минская область:
Чем объясняется повышение планки стажа для назначения пенсии? Какова практика других стран, какие там приняты нормативы в данной сфере?

Валерий Ковальков:

В условиях старения населения возрастает потребность в дополнительных средствах и более рациональном их использовании. Поэтому требования для получения права на государственную пенсию ужесточаются. 15-летний минимальный страховой стаж требуется в Литве, Латвии, Эстонии, Украине. В России он увеличивается до 15 лет постепенно. В странах Евросоюза требуемый стаж, как правило, еще выше.

Тишкович Д.Л., Солигорск:
Планируются ли изменения в законодательство о профессиональном пенсионном страховании? Каков объем поступивших в 2014 году средств?

Валерий Ковальков:
Профессиональное пенсионное страхование в Беларуси введено с 1 января 2009 года. Его целью является постепенное освобождение общей пенсионной системы от расходов на досрочные пенсии.

25 сентября 2013 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 441 “О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения”, которым предоставлено право работникам, занятым в особых условиях труда, заменить формирование досрочной пенсии ежемесячной доплатой к заработной плате. Внесение других изменений на данном этапе не планируется.

Сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в 2014 году составила Br1 трлн 19 млрд 100 млн. Средства поступили в полном объеме (100%).

 

Козлов М.М., Гродно:
Скажите пожалуйста, как изменился реальный размер пенсий за прошедший год и каков прогноз на 2015 год?

Валерий Ковальков:
В 2014 году реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 1,3%. В этом году планируется поддержание реальной пенсии на уровне прошлого года.

 

Хруцкая Нина Вас., Гомельская область:
Здравствуйте! Меня волнует такой вопрос: почему размер пенсий в Беларуси не индексируется в связи с инфляцией? Мне кажется, привязка размеров пенсий к заработной плате при значительном уровне инфляции приводит к тому, что пенсионеры теряют в деньгах.

Валерий Ковальков:
На финансирование пенсионных выплат направляются страховые взносы – отчисления из фонда заработной платы. Другого источника нет. Поэтому основанием для индексации трудовых пенсий является определенный рост уровня заработной платы в республике. Заметим, что при таком механизме индексации пенсий обеспечивается их реальный рост. Например, за последние четыре года реальная пенсия возросла на 39,2%.

При индексации трудовых пенсий по росту потребительских цен реальный размер пенсии будет только поддерживаться на сложившемся уровне, а расти не будет.

 

Хамицевич Вячеслав, Минск:
Когда возможно в Беларуси развитие накопительного уровня пенсионной системы?

Валерий Ковальков:
Если под развитием накопительного уровня пенсионной системы имеется ввиду введение общеобязательного накопительного компонента, то такая мера в стране не предполагается. Уже хотя бы потому, что широко известен негативный опыт подобных реформ в других государствах. Экономические неурядицы текущего пятилетия еще ярче показали уязвимость накопительных механизмов. Весьма показателен в этом отношении опыт России, где спустя десятилетие решение о введении обязательного накопления признано ошибочным. Сегодня там принимаются меры по выведению накопления в добровольный формат – в гражданско-правовое страхование.

Кроме того, на введение накопления нужны огромные средства. Если мы в накопление направим какую-то часть взносов, собранных для выплаты сегодняшних пенсий, то нужно будет найти, чем восполнить потребности для их финансирования. Свободных средств для этого нет ни у государства, ни у работодателей и работников.

В то же время в нашей республике уже сегодня имеется возможность для накопления средств на будущую пенсию по дополнительным пенсионным программам, предлагаемым страховыми организациями.

 

Даниленко Татьяна, г. Пинск:
Здравствуйте! Хочу поблагодарить БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты за организацию онлайн-конференций, за возможность задать вопросы, которые волнуют людей. Меня интересует, планируются ли какие-либо изменения тарифов взносов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей?

Валерий Ковальков:
Сегодня тариф взноса на государственное социальное страхование для большинства работодателей составляет 34% фонда заработной платы, в том числе 28% – на пенсионное страхование и 6% – на социальное страхование. Для работника данный тариф составляет 1% индивидуального заработка.

За счет этих взносов финансируются трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, семьям, воспитывающим детей, по безработице и другие выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании. Данный тариф соответствует потребностям Фонда социальной защиты населения на финансирование названых выплат. Резервов для снижения тарифов взносов не имеется. Поэтому вопрос изменения тарифов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей в настоящее время не прорабатывается.

 

Жинкович С.Д., Брест:
Приходилось неоднократно слышать о том, что в белорусском обществе отрицательно относятся к повышению пенсионного возраста. А проводились ли социологические исследования на эту тему? И запланированы ли они на ближайшую перспективу?

Валерий Ковальков:
Опрос общественного мнения по вопросу о повышении пенсионного возраста министерством не инициировался, не проводился и не планируется. В целом проведение социологических исследований не относится к компетенции Минтруда и соцзащиты.

Также заметим, что есть вопросы, ответы на которые очевидны. Вопрос о повышении пенсионного возраста – из их числа.

 

Новосельская К.К., Светлогорск:
Какова мировая практика в отношении пенсионного возраста? Каковы тенденции? В каких государствах он на уровне Беларуси?

Валерий Ковальков:
Уменьшение (ограничение) притока получателей пенсий путем повышения пенсионного возраста – одна из мер по сдерживанию пенсионных расходов. Особую актуальность она приобрела в условиях старения населения. Именно поэтому во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, уже реализованы или реализуются принятые решения о повышении возраста для обращения за пенсией (на 2-5 лет для мужчин и на 2-8 лет для женщин). Кроме нашей республики, неизменным со времен СССР пенсионный возраст остается в России и Узбекистане.

 

Миронова В.В., Минская область:
Планируется ли в Беларуси уравнять возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин? Каковы мировые тенденции в этом вопросе? Валерий Валерьевич, интересно знать Ваше мнение по данному вопросу.

Валерий Ковальков:
Как уже отмечалось, в условиях роста расходов на пенсии многие страны повышают пенсионный возраст. При этом в некоторых странах сохраняется разница в возрасте выхода на пенсию у женщин и мужчин, в других – этот возраст постепенно уравнивается.

В Беларуси вопрос о повышении пенсионного возраста – ни для женщин, ни для мужчин – в настоящее время не рассматривается. Более того, действует норма о премировании за отдаление времени получения пенсии.

В целом подходы к закреплению конкретных возрастных границ для выхода на пенсию в каждом государстве определяются исходя из финансовых возможностей и с учетом социально-демографических условий, сложившихся традиций, менталитета населения.

 

Ладыгина С.С., Мозырь:
Есть ли данные о том, сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Мне кажется, что условия не очень привлекательны. Планируется ли их пересматривать?

Валерий Ковальков:

Условия “премирования” граждан за продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста без получения пенсии принимались с учетом финансовых возможностей пенсионного фонда. Вопрос об их привлекательности – дискуссионный. В среднем период работы после назначения пенсии составляет пять лет. За это время можно увеличить размер своей пенсии на 70%. Выбор за вами. Для сравнения: в России за такой же период можно увеличить размер своей пенсии на 50%.

Мы отслеживаем востребованность данной нормы. По оценке, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно растет. По последним данным, пенсию с “премией” получают более 6 тыс. человек.

Казакевич Владимир, Гродно:
Валерий Валерьевич, планируется ли изменять возрастные планки для пенсионного бонуса за долголетие?

Валерий Ковальков:
В сложившейся демографической ситуации, когда пенсионная нагрузка на экономически активное население растет, расширять круг получателей доплат к пенсиям пока не планируется.

 

Караваев В.С., Гомель:
Сколько человек в стране получают в настоящее время доплаты к пенсиям за долголетие? Планируется ли пересмотреть размеры бонусов?

Валерий Ковальков:
Дополнительную целевую доплату к пенсиям в феврале получат 298,5 тыс. неработающих получателей пенсий, достигших возраста 75 лет, и более 311 тыс. – в возрасте 80 лет и старше. Расходы Фонда социальной защиты населения на эти выплаты в 2015 году, по оценке, превысят Br2,4 трлн. Пересматривать размеры доплат пока не планируется. Отметим, что они увеличиваются ежеквартально в связи с ростом бюджета прожиточного минимума.

 

Шахнюк Светлана, Могилевская область:
Каково в настоящее время финансовое положение Фонда социальной защиты населения? Какова динамика объема просроченной задолженности по платежам в фонд? Какие субъекты хозяйствования преобладают среди должников?

Валерий Ковальков:

Все расходы бюджета фонда истекшего года профинансированы в полном объеме и в установленные сроки. За 2014 год сумма просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда уменьшилась на Br90,1 млрд и на 1 января 2015 года составила Br222,3 млрд. Практически три четверти этой суммы приходится на сельскохозяйственные организации (74,7% от общей суммы задолженности по республике).

Среди должников по платежам в фонд преобладают субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности (коммерческие организации). Информация о плательщиках-должниках ежеквартально размещается на сайте Фонда социальной защиты населения.

Семич Жанна Алекс., Витебская область:
Есть ли возможность делать пенсионные отчисления самостоятельно в случае работы за границей?

Валерий Ковальков:
Да, национальным законодательством такая возможность предусмотрена. Гражданам, работающим за пределами республики, предоставлено право участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Тариф взноса составляет 29% от дохода, определяемого самим работающим гражданином.

Для реализации данного права гражданину необходимо стать на учет в качестве плательщика страховых взносов в отдел Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по месту жительства в Республике Беларусь. Вопросы, связанные с порядком перечисления страховых взносов, разъясняются при постановке на учет.

 

Андриенко М.М., Орша:
Есть ли данные о том, сколько человек в Беларуси платят за себя взносы в Фонд соцзащиты населения?

Валерий Ковальков:
На 1 января 2015 года в органах Фонда состояли на учете в качестве плательщиков обязательных страховых взносов 335 тыс. 127 физических лиц, уплачивающих взносы самостоятельно (за себя). Это индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, творческие работники, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие за пределами Беларуси, и др.

 

Самохина Евгения, Лунинецкий район:
Почему нормы указа № 570 о повышении пенсии за длительный стаж, введенные с 1 января 2015 года, предусмотрены только для работников с невысоким заработком в прошлом?

Валерий Ковальков:
Потому что при стаже 40/45 лет (у женщины/мужчины) размер пенсии по возрасту в декабре 2014 года составлял всего Br1 млн 768,9 тыс. К тому же низкий заработок не всегда может быть вменен в вину работнику: отрасли с традиционно низкой оплатой труда были как в СССР, так присутствуют и в экономике Беларуси (сельское хозяйство, образование, здравоохранение, социальные услуги и другие).

 

Равнейчик Сергей, Минск:
Сколько в Беларуси работающих пенсионеров, растет ли их количество в последние годы? Планируется ли изменять законодательство в отношении работающих пенсионеров?

Валерий Ковальков:
Сегодня продолжают трудиться более 642 тыс. пенсионеров. При этом доля работающих пенсионеров колеблется в диапазоне 22-25%, что говорит о востребованности труда пожилых работников. Действующие правила выплаты пенсий работающим пенсионерам в ближайшее время пересматриваться не будут.

 

Раковская Д.С., Минский район:
От чего зависит разница в размере пенсии по возрасту в период работы и после увольнения?

Валерий Ковальков:
Изменение в размере пенсии в связи с трудоустройством распространяется на пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка (ИКЗ) от 1,3 до 4,0: по действующим правилам в период работы пенсия начисляется с учетом ИКЗ не свыше 1,3.

Почти у 60% работающих пенсионеров при трудоустройстве размер пенсии не меняется, поскольку ИКЗ у них менее 1,3. Не изменяется также размер пенсии в период работы и у пенсионеров, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.

 

Глинкович Ж.И., Гродненская область:
В некоторых странах, насколько мне известно, государство платит взносы на пенсионное страхование на матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Рассматривается ли такая новация в Беларуси?

Валерий Ковальков:
Нет, не рассматривается. Пенсионная система заинтересована в выходе на рынок труда как можно большего числа работников и их длительной занятости. Это стало одной из причин повышения до 15 лет минимального стажа работы (с уплатой обязательных взносов), требуемого для назначения пенсии.

При уплате обязательных взносов за матерей в периоды ухода за ребенком до 3 лет страховой стаж и право на пенсию формировались бы без участия на рынке труда. Более того, это право формировалось бы одновременно с получением пособия на детей. При этом обе формы государственной поддержки финансировались бы за счет отчислений (налогов) занятых на рынке труда.  В белорусском законодательстве реализован иной механизм предоставления матерям дополнительных гарантий в пенсионном обеспечении. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитываются в стаж. Однако для приобретения права на трудовую пенсию нужно еще и поработать.

 

Зайков Василий Игнатьевич, Минск:
Добрый день! Когда ожидается очередное повышение трудовых пенсий?

Валерий Ковальков:
В 2015 году пенсии будут повышаться с учетом роста заработной платы работников и финансовых возможностей фонда социальной защиты населения. На выплату трудовых пенсий запланированы расходы в размере Br87,3 трлн (в феврале они составят более Br6,8 трлн).

 

Сорокина Лариса Мих., Могилевская область:
Каково соотношение пенсионеров и работников? Как изменялся этот показатель в последние годы и что ожидается в перспективе?

Валерий Ковальков:
В 2005 году на 100 занятых в экономике Республики Беларусь приходилось 59 пенсионеров, в 2010-м – 56, в текущем году (по оценке) – 60. В ближайшей перспективе нагрузка на работников будет постепенно увеличиваться.

Вашкевич О.В., Минск:
Трудовой стаж моего отца – 43 года, матери – 37 лет. Надбавка за стаж маме – 30 тыс. белорусских рублей за январь и столько же за февраль, а отцу – 0! Это ошибка? Как надбавка на стаж насчитывается?

Валерий Ковальков:
Согласно статье 23 Закона Республики  Беларусь “О пенсионном обеспечении” пенсии по возрасту назначаются в размере 55% заработка, принятого для исчисления пенсии.

За каждый полный год стажа работы сверх 20 лет женщинам и 25 лет мужчинам пенсия увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на 1% минимальной пенсии по возрасту. В январе 2015 года это составляло Br14 тыс. 740 (1% от Br1 млн 474 тыс. 70).

Указом Президента Республики  Беларусь от 8 декабря 2014 года №570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения” для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, с  1 января 2015 года минимальная цена одного года стажа работы сверх 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин увеличена до 0,7% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера. В январе 2015 года это – Br39 тыс. 377 (0,7% от Br5 млн 625 тыс. 309). Указанная минимальная цена стажа у лиц со стажем более 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин применяется начиная с 31-го и 36 года стажа соответственно.

Отметим, что цена одного года стажа работы сверх 30 лет у женщин и сверх 35 лет у мужчин составляет Br39 тыс. 377, если пенсия им исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка 1,16.

Таким образом, если пенсия Вашей матери исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка ниже, чем 1,16, то с января 2015 года размер ее пенсии увеличился.

Индивидуальный коэффициент заработка Вашего отца, вероятно, выше 1,16, поэтому размер его пенсии с января 2015 года не увеличился.

 

Зинкевич Раиса Михайловна, Брест:
По трудовой работала с 1977 года по июнь 2009 года, по сей день внештатно подрабатываю за совсем маленькие деньги. Для пенсии взяли 1993-2013 годы. Получается, потеряла силы и здоровье в трудовом стаже заранее, так и пенсию достойную потеряла?

Валерий Ковальков:
Из Вашего вопроса не усматривается, в каком году Вы обращались за назначением пенсии. Вместе с тем по указанным Вами данным о периоде, за который определен заработок для пенсии (с 1993 по 2013 годы), можно предположить, что это имело место в 2014 году.

В 2014 году пенсии исчислялись из заработка за любые 20 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 30 лет стажа работы.

Для выбора оптимальных 20 лет необходимо было представить сведения о заработке за последние 30 лет стажа работы.
Дать разъяснения относительно правильности определения заработка для исчисления размера Вашей пенсии возможно только после изучения документов, представленных в управление по труду, занятости и социальной защите для ее назначения.

По этому вопросу рекомендуем обратиться в названное управление по месту получения пенсии.

 

Северин Елена Геннадьевна, Минск:
Здравствуйте. У нас в январе родился третий ребенок. Обращались в исполком Заводского района (по прописке) за оформлением семейного капитала, но нам сказали, что никто этим не занимается и никто ничего не знает. Как нам быть и куда обращаться?

Валерий Ковальков:
Ваш вопрос не относится к заявленной тематике онлайн-конференции. Вместе с тем отметим следующее. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 года “О дополнительных мерах поддержки семей, воспитывающих детей” реализовать право на назначение семейного капитала можно в течение шести месяцев со дня  рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующего ребенка. Указ вступил в силу 1 января 2015 года, за исключением пунктов 5 и 6, вступивших в силу после официального опубликования указа (13 декабря 2014 года). В частности, пунктом 5 указа Совету Министров дан трехмесячный срок на принятие мер по реализации его положений. В соответствии с данным пунктом порядок назначения семейного капитала и перечень необходимых документов будут утверждены правительством в установленный срок, то есть не позднее 12 марта 2015 года.После принятия нормативного правового акта информация о порядке назначения семейного капитала будет размещена на сайте министерства, на стендах местных исполнительных и распорядительных органов, озвучена в средствах массовой информации.

 

Пиульский Дмитрий, Витебская область:
Как ведется работа по международному сотрудничеству в пенсионном обеспечении? С какими странами в перспективе возможно заключение договоров о пенсионном обеспечении?

Валерий Ковальков:
Сегодня в республике реализуется 7 соглашений (договоров) в области социального (пенсионного) обеспечения, из них 6 двусторонних и одно многостороннее.  В июле 2014 года вступило в силу соглашение с Азербайджаном, предусматривающее обеспечение реализации пенсионных прав, приобретенных на территории Азербайджана или Республики Беларусь. В настоящее время ведется работа над административным соглашением о применении соглашения.

В декабре 2014 года с Министерством труда и социальной защиты России подписан протокол о внесении изменений в административное соглашение о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Его реализация позволит оптимизировать администрирование процесса выплаты пенсий, назначенных по Договору.

Ведется работа по заключению международных соглашений, основанных на принципе пропорциональности (когда каждое государство платит пенсию за свой стаж) с Эстонией, Молдовой, Чехией и Польшей.

С 1 января 2015 года начало действовать новое интеграционное объединение – Евразийский экономический союз. В целях обеспечения возможности для реализации пенсионных прав, сформированных на территории государств-членов этого союза,  совместно с Евразийской экономической комиссией начата работа над проектом международного договора в области пенсионного обеспечения.

Половец Светлана, Витебск:
Добрый день! Скажите пожалуйста, как осуществляется сотрудничество в области пенсионного обеспечения в рамках Евразийского экономического союза? В связи с этим будет ли синхронно в странах – членах ЕАЭС меняться пенсионный возраст?

Валерий Ковальков:
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов союза регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Сегодня Евразийской экономической комиссией совместно с экспертами государств-членов ведется работа над проектом такого договора. Основной целью разработки проекта договора является обеспечение государствами-членами союза  сохранения объема приобретенных на их территории трудящимся пенсионных прав.

Изменение пенсионного законодательства Республики Беларусь в связи образованием Евразийского экономического союза не планируется.

 

Фиськов Леонид, Могилевская область:
Будет ли продолжаться льготирование сельхозпроизводителей по снижению страхового тарифа? И чем это обусловлено?

Валерий Ковальков:
Законом Республики Беларусь “Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь” пониженный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование (24%) установлен для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции. Общеустановленный размер взносов на пенсионное страхование – 28%. Размер обязательных страховых взносов на социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет и др.) одинаков для всех работодателей – 6%. Внесение изменений в законодательство по данному вопросу в настоящее время не предусматривается.

 

Кукуева Дарья, Минск:
Валерий Валерьевич! Планируется ли дальнейшее ужесточение подходов к неплательщикам взносов в Фонд соцзащиты населения?

Валерий Ковальков:
Дополнительные меры в отношении плательщиков (их должностных лиц), нарушающих законодательство об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, введены Законом Республики Беларусь от 10 января 2015 года №243-З “О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях”. Закон вступает в силу с 23 февраля 2015 года.

 

Тимошенко, Минск:
С 1996 по 2000 годы работала в журнале, запись в трудовой присутствует. Архив на запрос не ответил. В Министерстве информации этих лет нет. С 1999 по 2002 годы – предпринимателем, уплачивала взносы. Архив переносился, документы утеряны. Ответ ФСЗН отсутствует. Что делать?

Валерий Ковальков:
Из Вашего вопроса можно сделать вывод о том, что Вас интересует возможность получения справки о заработке за период работы в журнале с 1996 по 2000 годы.

Отметим, что размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 года подтверждается справкой о заработке, выдаваемой работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником или архивным учреждением (статья 57 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”). При невозможности получения справки о заработке (этот факт должен подтверждаться документами) факт получения заработка в конкретном периоде в определенном размере для целей пенсионного обеспечения может устанавливаться в судебном порядке (при условии подтверждения уплаты страховых взносов начиная с 1 июля 1998 года). Решение суда об установлении факта получения заработка в конкретном периоде в определенном размере принимается органом по труду, занятости и социальной защите при назначении (перерасчете) пенсии.

Что касается периода занятия предпринимательской деятельности с 1999 по 2002 годы, то время этой работы может быть засчитано в стаж, а заработная плата – в заработок для исчисления пенсии только при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Периоды такой деятельности подтверждаются справками об уплате обязательных страховых взносов, выдаваемыми районными (городскими) отделами фонда.

 

Гольцева Елена Владимировна, Барановичи:
У меня 28 лет стажа. Будет ли повышение пенсии и когда?

Валерий Ковальков:
Перерасчеты пенсий осуществляются по двум основаниям: в связи с увеличением средней заработной платы работников в республике и увеличением бюджета прожиточного минимума. От продолжительности трудового стажа конкретного лица условия перерасчетов не зависят. Перерасчеты пенсий в 2015 году будут осуществляться в зависимости от названных условий с учетом возможностей фонда социальной защиты населения.

 

Кошелева Татьяна Владимировна:
Добрый день! Я гражданка Беларуси, проживаю в Крыму, состою на консульском учете в посольстве РБ в Киеве с 2009 года. Хочу переехать жить в Беларусь. Как мне сняться с консульского учета в Киеве, ведь сейчас Крым – это Россия, а, когда я становилась на учет, был Украиной?

Валерий Ковальков:
За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Главное консульское управление Министерства иностранных дел Республики Беларусь (г. Минск, ул. К. Маркса, д.37а).

 

Ольга П.,Минск:
Я вышла на пенсию в 2014 году (в 55 лет). Коэффициент 0,95, трудовой стаж – 36 лет. Должны ли были мне пересчитать пенсию с 01.01.2015 г. в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь N 570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения”?

Валерий Ковальков:
Схожая с Вашей ситуация изложена в вопросе Вашкевич О.В., то есть с 1 января 2015 года размер Вашей пенсии несколько увеличен в связи с повышением минимальной цены стажа за 31-36 годы Вашей работы.

 

Величко Евгения Геннадьевна, Дзержинск:
Здравствуйте! Я с мая 2009 года получаю льготную пенсию в связи с вредностью производства с 50 лет. До сих пор работаю на том же производстве. Должны ли были мне сделать перерасчет по достижении мной 55-летнего возраста и куда обращаться, если он не был сделан?

Валерий Ковальков:
Согласно статьям 51 и 66 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” периоды работы после назначения пенсии по возрасту (в том числе досрочной по условиям труда) или за выслугу лет могут быть засчитаны в стаж только при условии неполучения пенсии в такие периоды. Данная норма действует с 1 августа 2006 года.

Таким образом, если требования указанных статей выполняются, перерасчет пенсии производится по обращению гражданина на основании соответствующего заявления и документов, подтверждающих стаж работы после назначения пенсии.

 

Васькова Д.С, Минск:
Как Вы оцениваете развитие добровольных программ пенсионного страхования? Насколько это надежно и перспективно?

Валерий Ковальков:
Регулирование добровольного (дополнительного) пенсионного страхования в страховых организациях не относится к полномочиям Минтруда и соцзащиты. Это компетенция Министерства финансов, и за оценкой надежности и перспективности данного вида страхования правильным будет обращаться к специалистам финансового ведомства. От себя лишь отмечу, что, по наблюдениям, добровольное пенсионное страхование пока еще не имеет широкой востребованности у работодателей и работников. В основе этого лежит комплекс взаимосвязанных причин, затрагивающих как особенности психологии наших граждан, так и функционирование всей национальной экономики в целом и рынка страхования в частности.

 

Кляцкоў А.П., Бараўляны:
У кантэксце стажу ў пытаннях налічэння пенсіі што можна сказаць пра гады навучання на дзеннай форме навучання ў ВНУ? Якія есць думкі на будучыню па гэтым пытанні?

Валерий Ковальков:
Гэтыя гады залічваюцца ў стаж для налічэння пенсіі, але яны не ўлічваюцца ў неабходны 15-гадовы страхавы стаж для налічэння пенсіі па ўзросту і за выслугу гадоў, бо страхавыя ўзносы за перыяд вучобы ў ВНУ не адлічваюцца. Нейкіх змен па гэтым пытанні не плануецца.

 

Жуковец София Александровна, г. Узда:
Добрый день! В новостях и в “СБ” было сказано, что с 1 января этого года произойдет перерасчет пенсии в зависимости от стажа и индивидуального коэффициента. Подскажите, когда будет перерасчет пенсии? И сколько должна составить надбавка к пенсии, если у женщины 39 лет трудового стажа и коэффициент 1.41?

Валерий Ковальков:
В вопросе Вашкевич О.В изложена похожая ситуация. Если индивидуальный коэффициент заработка составляет более 1,16, перерасчет с 1 января 2015 года не производился. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения” указанная пенсия будет перерассчитана с 1 января 2016 года.

 

Шаповалова Галина Владимировна, Костюковичи:
Когда в Беларуси ожидается очередное повышение трудовых пенсий? Будет ли произведен перерасчет трудовой пенсии за стаж 37 лет и когда?

Валерий Ковальков:
Ответ о повышении пенсий в 2015 году уже был дан на этой онлайн-конференции. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь N570 “О совершенствовании пенсионного обеспечения” лицам с длительным стажем работы ( у женщин более 30 лет) и невысоким индивидуальным коэффициентом заработка (до 1,16) был осуществлен перерасчет пенсий с 1 января 2015 года. С 1 января 2016 года будут увеличены размеры пенсий лицам, имеющим длительный стаж работы (у женщин свыше 35 лет), независимо от величины индивидуального коэффициента заработка.

 

Ольга Антипенко, Минск:
Большую часть взносов ФСЗН расходует именно на выплату пенсий, но с каждым годом демографическая нагрузка увеличивается. Одним из вариантов решения проблемы ранее было повышение пенсионного возраста, однако от этой идеи в итоге решили отказаться. Какую альтернативу повышению пенсионному возрасту видит Минтруда и соцзащиты в перспективе, чтобы избежать дефицита ФСЗН?

Валерий Ковальков:
Министерством определены и планомерно реализуются меры по совершенствованию пенсионного обеспечения с учетом изменяющихся демографических и экономических условий. На данном этапе первоочередной и приоритетной задачей является рационализация пенсионных расходов. Вместе с тем вопрос повышения пенсионного возраста пока не рассматривается. Альтернативой данной мере является действующая норма о премировании за отложенный выход на пенсию, которая была усовершенствованна в 2012 году. Ряд мер, направленных на рационализацию пенсионных расходов, также принят Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 года №570. Это увеличение минимального страхового стажа для назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет до 15 лет, повышение возраста для назначения социальной пенсии лицам, не имеющим указанного минимального стажа, и некоторые другие. Работа в данном направлении будет продолжена.

 

Копылов Максим Владимирович, Дзержинск Минской области:
Работаю в Дзержинске ДУП “ПМК-190” без малого 6 лет. За все время не разу не видел отпускных вовремя. Последняя зарплата задержана до 31 января, из-за чего попал на пеню по кредитам. Почему мне начисляется процент за задержку, а зарплата, выданная не вовремя, не растет?

Валерий Ковальков:
Вопрос не соответствует теме заявленной теме онлайн-конференции, но могу сказать, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы в соответствии с законом “Об индексации доходов населения” она подлежит индексации. Так, индексации подлежит заработная плата, задержка выплаты которой составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным актом, трудовым договором (контрактом) работника. Индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

 

Губаревич В.П., Бобруйск: На какую сумму увеличится пенсия при стаже 46 лет?

Валерий Ковальков: Непонятно о каком увеличении пенсии Вы ведете речь… Если по нормам Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 года №570, предусматривающего увеличение с 1 января 2015 года пенсий, исчисленных при длительном стаже (свыше 30 лет у женщин) и невысоком заработке (при индивидуальном коэффициенте заработка до 1,16), то размер прибавки у каждого пенсионера будет свой. Как было отмечено, он зависит не только от продолжительности стажа, но и от величины индивидуального коэффициента заработка пенсионера.

По вопросу перерасчета пенсии по нормам данного указа и относительно суммы прибавки необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Баранова Людмила Михайловна, Могилев:
У меня трудовой стаж составлял 35 лет. В ноябре 2014 года меня сократили, за 2 года 11 месяцев до предполагаемого выхода на пенсию. Имею ли я право досрочно уйти на пенсию?

Валерий Ковальков:
В соответствии со статьей 24 закона “О занятости населения Республики Беларусь” безработным, имеющим право на получение пособия по безработице в течение 52 календарных недель (при наличии у женщин стажа не менее 33 лет), при отсутствии возможности трудоустройства по предложению службы занятости может быть назначена досрочная пенсия по возрасту, но не ранее, чем за 1 год до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

 

Кадач Дмитрий Николаевич, Мосты:
У моей мамы стаж 47 лет. Коэффициент маленький – работала простой рабочей (тестомесом) на хлебозаводе. А за стаж в 47 ни копейки не доплатили. А она от звонка до звонка на одном месте…

Валерий Ковальков:
Как я уже отмечал в ответах на предыдущие обращения, у женщин при наличии стажа работы более 30 лет и индивидуальном коэффициенте заработка менее 1,16 размер пенсии с 1 января 2015 года должен быть пересмотрен. К сожалению, Вы не указали, какой у Вашей матери “маленький” индивидуальный коэффициент заработка. Конкретную информацию по данному вопросу она может получить в управлении по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.